За что платят комиссионные
Многие убеждены, что способны провести сделку купли-продажи недвижимости самостоятельно, без посредника-риэлтора. Некоторая часть этих многих даже пытается осуществить такое на практике. Подавляющее большинство из них, обжегшись на суровых реалиях рынка, потом все-таки приходят в агентство недвижимости, чтобы начать весь путь сначала.
В рекламных буклетах или на сайтах риэлторских компаний набор услуг традиционен. Во-первых, подбор объекта недвижимости, оформление перехода права собственности на выбранный объект и юридическое сопровождение сделки. На втором месте — помощь в продаже квартиры и подбор альтернативного варианта. Далее — помощь в приватизации, вступлении в наследство и любое другое оформление права собственности. Затем следуют сопутствующие сервисы, такие как содействие в получении ипотечных кредитов, субсидий, жилищных сертификатов. Ну и, конечно, расселение коммунальных квартир.
Но большинство сделок в Петербурге — встречные, когда одна квартира продается, а другая покупается, а покупатель может быть с ипотечным кредитом или какой-то субсидией. Многие на начальном этапе убеждены, что достаточно только сопровождения сделки, но потом сталкиваются с непреодолимыми сложностями — от составления договора до проверки купюр, и начинают искать агента.
Специалисты считают, что риэлторскую услугу можно условно разделить на три части — техническую, творческую и психологическую. Техническая работа необходима, она всегда есть, но она не является для риэлтора основной. Как правило, эти услуги в агентствах оплачиваются по стандартным тарифам. То есть выписка из ЕГРП — 1 тыс. руб., заказ техпаспорта на квартиру — 3 тыс. руб. А при расселении коммуналки, когда каждый за свою комнату хочет получить золотые горы, нужно обладать подготовкой хорошего психоаналитика. Творческая задача — достаточно стандартна для профессии риэлтора, когда нужно найти и купить квартиру дешево, быстро и в хорошем месте.
Основа услуги, если риэлтор выступает со стороны продавца, состоит в том, чтобы продать максимально быстро и по максимальной цене. При покупке квартиры услугу риэлтора оплачивает покупатель. Для продавца в этой сделке платными будут сбор документов и, если понадобится, — услуга по подбору встречной покупки. Клиент решает, за что он готов заплатить.
Сопровождение сделки, когда покупатель и продавец уже нашли друг друга, может включать разный набор услуг. Организация взаиморасчетов — это одно, анализ документов и помощь при освобождении квартиры — уже другое. Найти квартиру в листинге и выбрать ее — на языке риэлторов это совершенно разные понятия.
Если агент подключается на начальном этапе, он требует за это процент, потому что невозможно оценить объем предстоящей работы. На этапе внесения залога за выбранный объект можно все прописать: сопровождение сделки — столько-то, участие в переговорах — столько. После того как граждане видят на переговорах, сколько они не знают, соглашаются с тем, что в их ситуации агент необходим. Если же покупается квартира в строящемся доме от застройщика в собственность — агент по большому счету не нужен. Но юрист понадобится.
О величине своих комиссий риэлторы говорят неохотно — здесь тоже есть определенная тарификация, но она неоднородна ни для компаний, ни для объектов, с которыми совершаются сделки. Сейчас комиссионные варьируются от 4% до 6%, в зависимости от стоимости объекта. Впрочем, при продаже элитных объектов у клиентов, как правило, не возникает вопросов, почему с них запрашивают именно столько.
Иное дело — нижний ценовой сегмент недвижимости, когда на кону в буквальном смысле слова последние гроши. Поэтому при сделках с объектами эконом-класса часть риэлторов отказалась от комиссионных, выраженных в процентах. Расценки одного из агентств недвижимости, перешедших к фиксированным ставкам: «За комнату, если это прямая продажа без встречной покупки, мы берем 50 тыс. руб. За однокомнатную квартиру стоимостью до 3 млн — 100 тыс., то же самое со встречной покупкой — 150 тыс. руб. Расчет производится по факту выполненных услуг».
Размер комиссионных зависит от набора услуг, которые хочет получить клиент. Но его возможности по снижению издержек на риэлторов существенно ограничены. И дело вовсе не в каком-то корпоративном сговоре. Цена определяется объективными рисками — слишком много работы агенты делают фактически впустую, ведь часто сделки срываются даже на финишной прямой: передумала одна из сторон, изменились у нее обстоятельства — ничего не поделаешь. Но и разговоры о высокой стоимости риэлторской услуги, конечно, возникают не на пустом месте. Когда за немаленькие деньги граждане получают некачественный товар или услугу, они считают, что их обманули.
Поэтому посоветуем риэлторским компаниям поддерживать свое реноме, а их клиентам — серьезно подходить к выбору агентства недвижимости.