Квартира готовится к продаже
На посткризисном рынке недвижимости, где большинство покупателей выбирают квартиры для собственного проживания, первостепенное значение приобретает предпродажная подготовка жилья – только грамотно представленные объекты сейчас могут быстро найти нового хозяина.
Основная цель предпродажной подготовки – повысить шансы объекта на реализацию. Чтобы квартира приглянулась покупателю, в ней желательно сделать ремонт. Но тут главное не перестараться и провести работы именно в том объеме, в каком требуется. Делать в квартире качественный дорогой ремонт специально для ее продажи тоже бессмысленно – ведь продавец не знает вкусов потенциальных покупателей.
Подготовка самого объекта во многом зависит от того, что продаем: если это комната в коммунальной квартире, существенную роль будет играть состояние мест общего пользования. Поэтому кооперируйтесь с соседями, наводите порядок: им приятно, и ваши шансы продать свой объект увеличатся. Еще воспринимаются покупателями крайне позитивно стеклопакеты. Свежий косметический ремонт комнаты также значительно повышает вероятность найти для нее нового владельца.
Что касается типового жилья, то специально ремонтировать его для продажи не имеет большого смысла. Пусть будет чисто, просторно (освобождайте квартиру от ненужных вещей и хлама). Хотя совсем пустая квартира не всегда производит благоприятное впечатление. Поэтому оставляйте люстры, шторы и немного мебели. И помните: в квартире не должно быть неприятных запахов.
Стоимость предпродажной подготовки зависит от объема работ, которые потребуется провести для подготовки конкретной квартиры к продаже. Цена минимального косметического ремонта может составлять несколько десятков тысяч рублей, а, например, узаконивание перепланировки может стоить и сотни тысяч.
Зато предпродажная подготовка может поднять стоимость объекта в среднем на 200 тыс. руб. для дорогостоящих квартир, а объекты эконом-класса будут выглядеть привлекательнее остальных предложений на рынке, вследствие чего могут быть быстрее реализованы. Поэтому среди десяти типовых квартир, которые предлагают по одинаковой цене, покупатель обычно выбирает лучше подготовленную к продаже. Таким образом, продавец как минимум сэкономит на расходах на длительную рекламу объекта, а также избавит себя от потерь в случае непредвиденных колебаний цен на рынке недвижимости.
Если продавец не хочет тратить время на ремонт и уборку, ему придется потратить значительно больше времени на поиск покупателя, способного под слоем пыли и грязи увидеть достоинства его объекта. Либо, если продать квартиру нужно срочно, единственным выходом из ситуации окажется продажа со скидкой. Только так в большинстве случаев удается привлечь покупателей на неказистые объекты. Причем дисконт обычно составляет 5-10% от стоимости объекта, а может быть и выше, если в квартире есть более значительные дефекты, чем отсутствие ремонта. Поэтому стоит задуматься, готовы ли вы потерять такую значительную сумму, и если да, то по какой причине.
До 70% квартир на вторичном рынке относятся к объектам эконом-класса различной степени изношенности, и именно они нуждаются в наиболее серьезном косметическом ремонте. Только владельцы элитного жилья обычно не нуждаются в его предпродажной подготовке, так как в подавляющем большинстве случаев в квартирах премиум-класса уже сделан хороший ремонт, расставлена дизайнерская мебель и наведен необходимый лоск.